По поручению членов Правления Калужской городской общественной организация инвалидов войны в Афганистане и учредителей регионального отделения общероссийской общественной организации военных инвалидов «ВоИн» в Калужской области в соответствии с настоящим Положением и Уставами организаций, общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи проводит смотр-конкурс на лучший школьный музей Боевой Славы. Школьный Музей Боевой Славы – это уникальный проект, так как без вложения государственных средств каждый Музей Боевой Славы создан руками учителей и учеников, востребован обществом и находится в непрерывном развитии.
Открытие Музея Боевой Славы – это не только дань памяти участникам Великой Отечественной войны и участникам локальных войн и военных конфликтов, но и патриотическое воспитание школьников. Необходимо, чтобы новые поколения, приходящие на смену, усваивая и используя опыт предшествующих, не повторяли их ошибок, а вносили свой вклад в развитие духовной культуры. Связь и преемственность между старшими и младшими поколениями обеспечиваются воспитанием. Большое значение в развитие человека принадлежит не только умственное и физическое, но и нравственное воспитание. Доминирующими принципами деятельности музея являются: принцип гуманизма; принцип демократизации; принцип творчества и увлекательности; принцип сотрудничества; принцип культуросообразности. Основные направления краеведческой работы: поисковая; музейная (экскурсионная); творческая; исследовательская.
Участие детей в музейной работе представляет огромные возможности: учащиеся приобщаются к своей локальной истории, изучают памятники местного значения, встречаются с односельчанами, проводят экскурсии, приобщаются к культурному наследию прошлого, что позволяет сохранить «культурно-историческую» среду. Это действительно сегодня важно и ценно, так как приобщение к истории создаёт единство всей жизни с укладом народа, его общей культурой. Школьный музей – это активное звено в системе приобщения к истории, культуре своего края, важное звено учебно-воспитательной работы в школе.
Цель краеведческой работы – создание благоприятных условий для самореализации детей, их интеллектуальных способностей и интересов в области краеведения; развитие интереса и уважения к истории и культуре своего родного края, народа, преумножение культурного наследия; удовлетворение образовательных потребностей.
Задачи Музея Боевой Славы:
- развитие экскурсионной деятельности;
- приобретение навыков исследования, поиска учащимися;
- воспитание уважения и любви к своему краю, как особо значимой области исторического сознания;
- научить учащихся работе с информационной базой источников школьного музея.
Предполагаемый результат: Достижение социальной компетентности обучающимися. Формирование образа нового человека, человека 21 века: тонкой души, человека, способного понять другого человека, быть в родстве с природой, с культурой и историей своего народа и человечества, чувствовать себя частичкой единого мира, любить свою Родину, уважать традиции, приумножать историческое наследие, развитие патриотических качеств.
Активисты школьного музея увлечены своей деятельностью: экскурсионная работа организуется ими самостоятельно, учащиеся проводят исследования, прикасаясь к историческому времени, работая с людьми, которые сохранили историческую память.
Музей школы посещают жители и гости нашего региона – Калужская область и дарят музею экспонаты. Частые гости нашего музея – это не случайность. Музей в школе – это не только собрание экспонатов народного искусства, истории школы, времен войны, прежде всего – наш музей хранитель традиций, духовная среда, обогащающая внутренний мир учащихся, расширяющая границы светлого, прекрасного, вечного – памяти истории.
Фондовое пополнение музея осуществляется собственными силами: краеведами школы и жителями города, как условие деятельностного сотрудничества. Всю свою творческую деятельность учащиеся основывают на поисковой работе, связанной с различными источниками информации: архивными документами, фотографиями, книгами, заметками периодической печати, интервьюировании, анкетировании, наблюдении. Обращение к различным видам информации позволяет устанавливать более конкретную и обоснованную достоверность истории предметов, давать исторические оценки. Постепенно у школьников, в результате музейной работы происходит как бы переоценка ценностей: что не замечалось раньше, теперь наполняется новым смыслом, новым содержанием, старинные вещи приобретают в сознании учащихся совершенно новое звучание именно тогда, когда они с ними соприкасаются.
В каждом музее могут быть подготовлены экскурсоводы из учащихся по темам:
- История нашей школы.
- По местам боевой славы.
- Наши ветераны – участники Великой Отечественной войны.
- Наши ветераны – участники локальных войн и военных конфликтов.
Фондовое использование экспонатов и материалов находит отражение при написании исследовательских проектов учащихся, развитию индивидуальности личностного статуса детей (через поиск-исследование). По определённым проблемам определяется практичность их состояния, овладение навыками анализа, синтеза, абстрагирования, аргументирования. На протяжении всего времени активисты нашего школьного музея активно сотрудничают со средствами массовой информации предоставляя сведения о поисковой работе, встречах с ветеранами, публикуются сочинения учащихся, исследовательские проекты (фрагментарно), стихи учащихся.
Научно-исследовательская работа. Руководителями и активом музея ведется работа с архивными документами, берутся интервью у старожилов региона, проводится анализ и систематизация музейного материала.
Поисковая работа позволяет собирать интереснейшую информацию. Встречи со старожилами села, его жителями создают особый влиятельный воспитательный аспект для учащихся. Созданная психологически-позитивная обстановка деятельностного сотрудничества определяет условия для радостного общения, своими впечатлениями делятся не только гости, но и ребята.
Занимаясь краеведением, учащиеся в процессе поиска информации при взаимодействии с другими субъектами выражают свои жизненные ценности, становятся более ответственными в деятельности. Организуемая работа имеет практическую значимость; воспитывается любовь и уважение к истории; чувства патриотизма, личной сопричастности к возрождению и духовному обновлению.