WeCreativez WhatsApp Support
Служба поддержки клиентов
Приветствуем Вас, чем могу помочь?
Welcome to «МУЗЕЙ ВОИН»   Click to listen highlighted text! Welcome to «МУЗЕЙ ВОИН»

Крупнейшее столкновение самолётов на территории нынешней России и крупнейшая авиакатастрофа в Калужской области.

Столкновение над Юхновом — авиационная катастрофа, произошедшая в понедельник 23 июня 1969 года (иногда ошибочно указывают 1968 год), когда в небе над Юхновским районом Калужской области столкнулись военно-транспортный Ан-12БП и гражданский Ил-14М Аэрофлота. В результате катастрофы погибли все, кто находился на обоих самолётах — 120 человек: 96 человек на борту Ан-12 и 24 человека на борту Ил-14. В тот день 6-й парашютно-десантной роте 108-го гвардейского парашютно-десантного полка 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии была поставлена задача совершить перелёт из Каунаса в Рязань, где они должны были показать своё боевое мастерство при действиях на боевых машинах десанта Министру обороны СССР А. А. Гречко. Всего в группе было 4 самолёта Ан-12 из 600-го военно-транспортного авиационного полка: 2 с техникой должны были лететь на эшелоне 6000 метров, а 2 с личным составом — на эшелонах 3600 и 3000 метров с интервалами 8—10 минут. В 13:25 с авиабазы Кедайняй вылетел замыкающий, 4-й Ан-12БП с позывным 08525 (заводской номер — 402503) и занял эшелон 3000 метров. На его борту были 5 членов экипажа, в том числе пилоты майор Алексей Викторович Рябцев, мл. лейтенант Владимир Васильевич Приплов и капитан Николай Михайлович Маслюк, а также 91 десантник.

В 14:07 из московского аэропорта Быково вылетел Ил-14М с бортовым номером СССР-52018 (заводской — 7343208) Симферопольского объединённого авиаотряда (Аэрофлот), выполнявший рейс № 831 (Москва—Чернигов—Симферополь). На его борту находились 5 членов экипажа, в том числе КВС Георгий Матвеевич Павленко и второй пилот Виктор Павлович Буянов, а также 19 пассажиров. После вылета Ил-14 занял предписанный эшелон 2700 метров.

В 14:40:55 экипаж Ил-14 вышел на связь с диспетчером юго-западного направления Московской районной диспетчерской службы и доложил, что на его маршруте полёта присутствуют кучевые облака и турбулентность, в связи с чем он просит разрешение подняться до эшелона 3300 метров. Однако, из-за наличия встречного самолёта на эшелоне 3000 метров, диспетчер отказал в поднятии эшелона, вместо этого предложив рейсу 831 сохранить высоту эшелона и обходить облачность либо снижаться до 2100 или 1500 метров. Экипаж Ил-14 выбрал 1-й вариант, посчитав, что на нижней высоте возможна ещё большая турбулентность, и, сохранив высоту 2700 метров, стал обходить облачность с выходом на трассу в 30 км южнее Юхнова, летя в том же направлении.

В 14:50:17 Ан-12 пролетел опорный пункт Юхнов, после чего диспетчер западного направления РДС передал управление диспетчеру юго-западного направления. В 14:51:03 экипаж Ан-12, перейдя на частоту данного направления, доложил диспетчерской службе о пролёте Юхнова выше облаков в эшелоне 3000 метров, после чего получил подтверждение следовать на этой же высоте в направлении Тула—Венёв.

В 14:52 в 28 километрах юго-восточнее Юхнова Ан-12 (курс 106—121°, скорость 500—529 км/ч) под относительным углом 51—56° врезался в Ил-14 (курс 235—245°, скорость 324—360 км/ч). Самолёты вначале столкнулись правыми крыльями, Ан затем врезался в хвостовое оперение Ил-а. От удара у военного самолёта оторвало правое крыло вместе с двигателями, после чего он перешёл в штопор и понёсся к земле. У пассажирского самолёта оторвало правое крыло и верхнюю часть фюзеляжа, после чего он также перешёл в пике. Ан-12 врезался в поле у деревни Выползово, а Ил-14 — у деревни Троица. Расстояние между упавшими самолётами составило 3800 метров. В катастрофе погибли все 96 человек на борту Ан-12 и 24 на борту Ил-14, то есть всего 120 человек. По некоторым неподтверждённым данным, погибших на самом деле было 121, так как старший лейтенант Борис Филипов взял с собой 4-летнего сына, причем на стартовом командном пункте ребенка не пропускали дважды. Тогда Борис Филипов укрыл сына офицерской плащ-накидкой и таким образом пронес его в самолет. Борис Филипов вез сына в Рязань к матери жены.

Место катастрофы представляло собой удручающее зрелище. Поваленные деревья, догорающее пламя, обломки самолёта, разбросанные в радиусе примерно 100—120 метров… И среди этих кусков раскалённого металла — тела погибших. Даже мне, прошедшему всю войну «от звонка до звонка», было тяжело видеть это человеческое месиво.  Часов в 9 утра на место катастрофы прибыл командующий Военно-транспортной авиацией маршал Н. Скрипко, через несколько минут появился командующий ВДВ генерал армии В. Маргелов, другие ответственные лица. Все были в ужасном состоянии от осознания масштаба трагедии — на борту нашего самолёта находился 91 десантник и 5 лётчиков.


Ежегодно колонна «Союза десантников России», «Российского Союза Ветеранов Афганистана», Калужского мото клуба «Joker» двигается по маршруту: г. Калуга – село Выползово Юхновского района – Юхновский мост, памятник десантникам майора Старчака И.Г. – село Кременское в Медынский район.

 Источник

Click to listen highlighted text!