«Чёрный тюльпан» — название памятников, установленных в различных городах в честь погибших в ходе Афганской войны. Своё название они получили в честь советского самолёта Ан-12 («Чёрный тюльпан»), увозившего тела погибших советских военнослужащих («груз 200») с территории Афганистана. По поводу самого названия «черный тюльпан» существует довольно много версий. Наиболее вероятным представляется его восхождение к принятой афганской армии традиции печатать в военных газетах некрологи и фото погибших в обрамлении орнамента из черных цветов – степных тюльпанов.
Про военный транспортник Ан-12 слышали даже далекие от авиации и военного дела. Известный по песням Розенбаума «черный тюльпан», это именно он и есть – Ан-12. Приказом по 40-й армии уже с первых дней афганской войны было установлено, чтобы ни один погибший или раненый не был оставлен на поле боя – «живой или мертвый, каждый должен быть обязательно возвращен». Вопрос о похоронах погибших в Афганистане рассматривался на самом высоком уровне в Политбюро ЦК КПСС. Поначалу для павших на далекой войне предлагалось устроить свое кладбище где-нибудь под Ташкентом, подобно Арлингтону, служащему местом захоронения всех погибших, однако решили, что такой мемориал сооружать нецелесообразно. Вместе с тем это означало необходимость доставки тел погибших для похорон по месту жительства или призыва, а эти места назначения охватывали всю территорию СССР, находясь за тысячи километров от места службы.
Первый рейс с «грузом 200» был выполнен 29 декабря 1979 года. Это были 11 погибших при захвате дворца Амина и других объектов в Кабуле, за которыми прибыл Ан-12, доставивший их в Самарканд, затем, в Ташкент, откуда первых погибших на той войне отправили к местам последнего пристанища. Такой путь с пересадкой понадобился по причине того, что тогда только центральный окружной военный госпиталь Ташкента обеспечивал подготовку тел к длительной транспортировке с запайкой в цинковый гроб – тот самый «цинк», или «груз 200» приобретший вскоре печальную известность. Всего в декабре 1979 года при вводе войск в Афганистан погибли 86 солдат и офицеров.
Армия вступила в войну, счет потерь стал стремительно нарастать. Для вывоза «двухсотых» в иные дни приходилось выделять по нескольку самолетов. В одном только бою в Кунарской операции за день 2 марта 1980 г. погибли 24 десантника 317-го парашютно-десантного полка 103-й дивизии ВДВ. В середине лета 1980 г. тяжелыми последствиями завершился боевой выход взвода из разведбатальона 201-й мотострелковой дивизии. Выдвигаясь 3 августа 1980 года на выполнение задачи под Кишимом, разведчики попали в засаду на горном карнизе. Оказавшийся на открытом уступе батальон противник расстреливал кинжальным огнем с разных сторон. На помощь поднялись вертолетчики из Файзабада, однако когда через сорок минут они оказались на месте, всё было кончено. В коротком бою погибли почти все бойцы – 47 человек, уцелели лишь трое раненых, сумевших укрыться и не замеченных врагом. В последующие несколько лет это были самые большие однодневные потери 40-й армии при ведении боевых действий, однако с началом проведения масштабных операций и они были превзойдены.
Действующим указанием Генштаба предписывалось обеспечить доставку и похороны погибших на родине не позднее семи дней после гибели. Чтобы уложиться в указанные сроки, к выполнению задачи требовалось привлечь авиацию ВТА, выполнявших рейсы в Афганистан. Между тем уже в 1980 году число погибших каждый месяц составляло 100-120 человек, возрастая в ходе иных крупных операций вдвое и больше. По санитарным соображениям «груз 200» отправлялся в цинковых гробах в деревянной упаковке, обеспечивавшей сохранность герметичного «цинка», и весил около 200 кг. Для их переправки в Союз служили четыре точки – Кабул, Кандагар, Кундуз и Шинданд, при госпиталях которых оборудовали специальные сварочно-эвакуационные отделения. Определение с буквальной точностью описывало суть их работы с подготовкой тел погибших и обязательным запаиванием непроницаемого «цинка», которому предстоял долгий путь на родину. Персонал туда набирался в добровольном порядке из числа медперсонала ранее учившихся в медицинских заведениях и проходивших практику в морге. Регламентированный боевым уставом церемониал с назначением полкового или дивизионного оркестра для прощания с погибшими соблюдался от случая к случаю, обычно отправку предписывалось производить «лаконично и скоро», а сами гробы сопровождать надписью «вскрытию не подлежит».
Сами «цинки» изготовлялись специальной мастерской в Ташкенте. Одно время целые штабеля подготовленных к отправке в Афганистан гробов громоздились прямо у стоянок аэродрома в Тузеле и возили их туда теми же транспортными самолетами. Потом кто-то из начальства наконец сообразил, что такое соседство не очень воодушевляет, и мрачный груз вывезли на окружные склады, откуда «цинки» доставлялись в сварочно-эвакуационные отделения госпиталей 40-й армии. Из тех же соображений отправка погибших в Союз организовывалась специальными рейсами на отдельно выделяемых бортах, при которых павших к месту похорон сопровождал кто-либо из офицеров и солдат части.
Причина выбора Ан-12 в качестве самолета для миссии «черный тюльпан» имела вполне прозаическое объяснение: привлекать для этой задачи Ил-76 с грузоподъемности в 40 тонн было не самым приемлемым вариантом, да и забирать «груз 200» он мог лишь с ограниченного числа аэродромов, в то время как Ан-26, напротив, имел малую вместимость для работы с довольно громоздкими «цинками». А вот Ан-12 для этой службы являлся наиболее подходящим, имея возможность облетать практически все точки и обеспечивая загрузку 18 мест такого груза. Чтобы избежать множества перегрузок, маршрут прокладывался по всему Союзу, с посадками в местных аэропортах, откуда гробы доставлялись к месту жительства родственников, но при небольшом количестве мест груз, бывало, сдавали в Ташкенте на самолеты «Аэрофлота» или в обычный багажный вагон пассажирского поезда.
НАШИ ПАРТНЁРЫ
[my-partners-map]
город Калуга
![]() |
![]() |
![]() |
Бабынинский район
![]() |
![]() |
Боровский район
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Дзержинский район
В городе Кондрово Калужской области возвышается монумент «50 лет Победы», посвященный воинам, которые не вернулись с войны. Расположен он на улице Кооперативной. Возле этого памятника обустроена Аллея Героев, которая заложена в 2005 году в память о жителях города, погибших в Демократической Республике Афганистан и Чеченской республике. Стало традицией, что 15 февраля здесь в любую погоду собираются воины-интернационалисты. Многим из них довелось воевать в Афганистане и Чечне молоденькими парнишками. Теперь это убелённые сединами мужчины, много испытавшие на своём жизненном пути. Каждый раз, когда вижу их встречу, понимаю: вот оно, боевое братство. Сдержанной радостью светятся лица. Тепло приветствуют они другу друга, коротко жмут руку и обнимаются, как родные люди. Им есть что рассказать и что вспомнить, но в этот день они немногословны. Встречаются нечасто, только по особому случаю и праздникам. Для поколения «афганцев» и «чеченцев» 15 февраля – одна из важных дат. Читать далее …
Жуковский район
В городе Жуков на Аллее памяти воинов, погибших в локальных войнах и военных конфликтах, которая открыта 6 мая 2006 года установлен памятник погибшим защитникам Отечества. Представители Калужского «БОЕВОГО БРАТСТВА» благоустраивают места захоронения воинов-афганцев, аллеи памяти и мемориальные комплексы. Здесь тишина, лишь ветви подрастающих сосенок шумят на ветру. На Аллее Славы в городе Жуков увековечена память наших земляков, погибших в разные годы в горячих точках и локальных войнах. Недавно там была уложена новая мраморная плитка на постаменты двух памятников. Работы проведены благодаря благотворительной помощи индивидуального предпринимателя Ирины Катышевой. Читать далее
Козельский район | Куйбышевский район |
![]() |
![]() |
Малоярославецкий район | |
![]() |
![]() |
Медынский район | Мещовский район | Мосальский район |
![]() |
![]() |
![]() |
Памятнику – быть!
Обнинское отделение общественного движения «Сторонники партии Единая Россия» добилось установки в Обнинске памятника воинам-интернационалистам. Общественное движение «Сторонники партии Единая Россия» в Обнинске с декабря возглавляет заместитель директора ОАО «Хлебокомбинат», депутат Обнинского городского Собрания Дмитрий Самбуров. Я сам человек не партийный, – поясняет Дмитрий Самбуров, – но мне понравилось то, что эта организация нацелена на реальные дела. В Обнинском отделении общественного движения состоит около 300 человек. Это – люди с активной жизненной позицией, желающие своими руками улучшать нашу жизнь. Ну, и разумеется, Дмитрий Самбуров рассчитывает привлекать в организацию и новых членов, которые могут и хотят помогать властям. Подробнее …
Сухиничский район | |
![]() |
![]() |
Тарусский район | Ферзиковский район |
![]() |
![]() |
Юхновский район | |
![]() |
![]() |