WeCreativez WhatsApp Support
Служба поддержки клиентов
Приветствуем Вас, чем могу помочь?
Welcome to «МУЗЕЙ ВОИН»   Click to listen highlighted text! Welcome to «МУЗЕЙ ВОИН»

«Чёрный тюльпан» — название памятников, установленных в различных городах в честь погибших в ходе Афганской войны. Своё название они получили в честь советского самолёта Ан-12 («Чёрный тюльпан»), увозившего тела погибших советских военнослужащих («груз 200») с территории Афганистана. По поводу самого названия «черный тюльпан» существует довольно много версий. Наиболее вероятным представляется его восхождение к принятой афганской армии традиции печатать в военных газетах некрологи и фото погибших в обрамлении орнамента из черных цветов – степных тюльпанов.

1979-89. История Чёрного тюльпана. Краткий очерк

Про военный транспортник Ан-12 слышали даже далекие от авиации и военного дела. Известный по песням Розенбаума «черный тюльпан», это именно он и есть – Ан-12. Приказом по 40-й армии уже с первых дней афганской войны было установлено, чтобы ни один погибший или раненый не был оставлен на поле боя – «живой или мертвый, каждый должен быть обязательно возвращен». Вопрос о похоронах погибших в Афганистане рассматривался на самом высоком уровне в Политбюро ЦК КПСС. Поначалу для павших на далекой войне предлагалось устроить свое кладбище где-нибудь под Ташкентом, подобно Арлингтону, служащему местом захоронения всех погибших, однако решили, что такой мемориал сооружать нецелесообразно. Вместе с тем это означало необходимость доставки тел погибших для похорон по месту жительства или призыва, а эти места назначения охватывали всю территорию СССР, находясь за тысячи километров от места службы.

Первый рейс с «грузом 200» был выполнен 29 декабря 1979 года. Это были 11 погибших при захвате дворца Амина и других объектов в Кабуле, за которыми прибыл Ан-12, доставивший их в Самарканд, затем, в Ташкент, откуда первых погибших на той войне отправили к местам последнего пристанища. Такой путь с пересадкой понадобился по причине того, что тогда только центральный окружной военный госпиталь Ташкента обеспечивал подготовку тел к длительной транспортировке с запайкой в цинковый гроб – тот самый «цинк», или «груз 200» приобретший вскоре печальную известность. Всего в декабре 1979 года при вводе войск в Афганистан погибли 86 солдат и офицеров.

Армия вступила в войну, счет потерь стал стремительно нарастать. Для вывоза «двухсотых» в иные дни приходилось выделять по нескольку самолетов. В одном только бою в Кунарской операции за день 2 марта 1980 г. погибли 24 десантника 317-го парашютно-десантного полка 103-й дивизии ВДВ. В середине лета 1980 г. тяжелыми последствиями завершился боевой выход взвода из разведбатальона 201-й мотострелковой дивизии. Выдвигаясь 3 августа 1980 года на выполнение задачи под Кишимом, разведчики попали в засаду на горном карнизе. Оказавшийся на открытом уступе батальон противник расстреливал кинжальным огнем с разных сторон. На помощь поднялись вертолетчики из Файзабада, однако когда через сорок минут они оказались на месте, всё было кончено. В коротком бою погибли почти все бойцы – 47 человек, уцелели лишь трое раненых, сумевших укрыться и не замеченных врагом. В последующие несколько лет это были самые большие однодневные потери 40-й армии при ведении боевых действий, однако с началом проведения масштабных операций и они были превзойдены.

Действующим указанием Генштаба предписывалось обеспечить доставку и похороны погибших на родине не позднее семи дней после гибели. Чтобы уложиться в указанные сроки, к выполнению задачи требовалось привлечь авиацию ВТА, выполнявших рейсы в Афганистан. Между тем уже в 1980 году число погибших каждый месяц составляло 100-120 человек, возрастая в ходе иных крупных операций вдвое и больше. По санитарным соображениям «груз 200» отправлялся в цинковых гробах в деревянной упаковке, обеспечивавшей сохранность герметичного «цинка», и весил около 200 кг. Для их переправки в Союз служили четыре точки – Кабул, Кандагар, Кундуз и Шинданд, при госпиталях которых оборудовали специальные сварочно-эвакуационные отделения. Определение с буквальной точностью описывало суть их работы с подготовкой тел погибших и обязательным запаиванием непроницаемого «цинка», которому предстоял долгий путь на родину. Персонал туда набирался в добровольном порядке из числа медперсонала ранее учившихся в медицинских заведениях и проходивших практику в морге. Регламентированный боевым уставом церемониал с назначением полкового или дивизионного оркестра для прощания с погибшими соблюдался от случая к случаю, обычно отправку предписывалось производить «лаконично и скоро», а сами гробы сопровождать надписью «вскрытию не подлежит».

Сами «цинки» изготовлялись специальной мастерской в Ташкенте. Одно время целые штабеля подготовленных к отправке в Афганистан гробов громоздились прямо у стоянок аэродрома в Тузеле и возили их туда теми же транспортными самолетами. Потом кто-то из начальства наконец сообразил, что такое соседство не очень воодушевляет, и мрачный груз вывезли на окружные склады, откуда «цинки» доставлялись в сварочно-эвакуационные отделения госпиталей 40-й армии. Из тех же соображений отправка погибших в Союз организовывалась специальными рейсами на отдельно выделяемых бортах, при которых павших к месту похорон сопровождал кто-либо из офицеров и солдат части.

Причина выбора Ан-12 в качестве самолета для миссии «черный тюльпан» имела вполне прозаическое объяснение: привлекать для этой задачи Ил-76 с грузоподъемности в 40 тонн было не самым приемлемым вариантом, да и забирать «груз 200» он мог лишь с ограниченного числа аэродромов, в то время как Ан-26, напротив, имел малую вместимость для работы с довольно громоздкими «цинками». А вот Ан-12 для этой службы являлся наиболее подходящим, имея возможность облетать практически все точки и обеспечивая загрузку 18 мест такого груза. Чтобы избежать множества перегрузок, маршрут прокладывался по всему Союзу, с посадками в местных аэропортах, откуда гробы доставлялись к месту жительства родственников, но при небольшом количестве мест груз, бывало, сдавали в Ташкенте на самолеты «Аэрофлота» или в обычный багажный вагон пассажирского поезда.

Источник

[свернуть]

НАШИ ПАРТНЁРЫ

 

город Калуга

 

Бабынинский район

ПАМЯТНЫЙ ЗНАК

Боровский район

Дзержинский район

В городе Кондрово Калужской области возвышается монумент «50 лет Победы», посвященный воинам, которые не вернулись с войны. Расположен он на улице Кооперативной. Возле этого памятника обустроена Аллея Героев, которая заложена в 2005 году в память о жителях города, погибших в Демократической Республике Афганистан и Чеченской республике. Стало традицией, что 15 февраля здесь в любую погоду собираются воины-интернационалисты. Многим из них довелось воевать в Афганистане и Чечне молоденькими парнишками. Теперь это убелённые сединами мужчины, много испытавшие на своём жизненном пути. Каждый раз, когда вижу их встречу, понимаю: вот оно, боевое братство. Сдержанной радостью светятся лица. Тепло приветствуют они другу друга, коротко жмут руку и обнимаются, как родные люди. Им есть что рассказать и что вспомнить, но в этот день они немногословны. Встречаются нечасто, только по особому случаю и праздникам. Для поколения «афганцев» и «чеченцев» 15 февраля – одна из важных дат.   Читать далее …

Жуковский район

В городе Жуков на Аллее памяти воинов, погибших в локальных войнах и военных конфликтах, которая открыта 6 мая 2006 года установлен памятник погибшим защитникам Отечества. Представители Калужского «БОЕВОГО БРАТСТВА» благоустраивают места захоронения воинов-афганцев, аллеи памяти и мемориальные комплексы. Здесь тишина, лишь ветви подрастающих сосенок шумят на ветру. На Аллее Славы в городе Жуков увековечена память наших земляков, погибших в разные годы в горячих точках и локальных войнах. Недавно там была уложена новая мраморная плитка на постаменты двух памятников. Работы проведены благодаря благотворительной помощи индивидуального предпринимателя Ирины Катышевой.   Читать далее

Козельский район Куйбышевский район
Малоярославецкий район
Медынский район Мещовский район Мосальский район

Памятнику – быть!

Обнинское отделение общественного движения «Сторонники партии Единая Россия» добилось установки в Обнинске памятника воинам-интернационалистам. Общественное движение «Сторонники партии Единая Россия» в Обнинске с декабря возглавляет заместитель директора ОАО «Хлебокомбинат», депутат Обнинского городского Собрания Дмитрий Самбуров. Я сам человек не партийный, – поясняет Дмитрий Самбуров, – но мне понравилось то, что эта организация нацелена на реальные дела. В Обнинском отделении общественного движения состоит около 300 человек. Это – люди с активной жизненной позицией, желающие своими руками улучшать нашу жизнь. Ну, и разумеется, Дмитрий Самбуров рассчитывает привлекать в организацию и новых членов, которые могут и хотят помогать властям. Подробнее …

Сухиничский район
Тарусский район Ферзиковский район
Юхновский район
Click to listen highlighted text!